Антон Семенович Макаренко

Автор: | 2020-03-19
0
Антон Семенович Макаренко

Антон Семенович Макаренко

Родился будущий писатель и педагог-новатор в г.Белополье в 1888г. Детство и юность прошли на Украине в рабочей среде.Отец работал в мастерских Харьковско-Николаевской железной дороге.
Окончив в 1904г. городскую школу в Кременчуге,Макаренко получил право преподавать в двухклассных народных училищах. Юный педагог работал в Крюковском,а затем и в Долинском железнодорожном училище.
Так началась педагогическая деятельность Макаренко,продолжавшаяся в течении тридцати двух лет.
О том,каковы были его первые шаги на этом благородном поприще,говорят воспоминания его бывших товарищей по работе. Перед нами вырисовывается  внутренний  облик молодого учителя-революционера,отчетливо проявившиеся уже в ту пору острый, пытливый ум,широта кругозора и столь характерные для Макаренко уважение к человеческому достоинству, гордая вера в высокое назначение человека на земле.
… С целью завершить педагогическое образование,Макаренко поступает в октябре 1914г. в Полтавский учительский институт.
Ученье в институте на короткий срок было прервано (с сентября 1916г. по апрель 1917г.) призывом в действующую армию, где Макаренко служил ратником — так назывался нижний чин — ополчения II разряда пешей Воронежской дружины.
Вернувшись в институт и окончив его с золотой медалью и отличным аттестатом, Макаренко  целиком отдался педагогическому труду. Но по настоящему полно раскрылся его талант лишь в советское время. Необъятные перспективы распахнулись перед юным педагогом после победы Великой Октябрьской социалистической революции.
Жизнь страны строящегося социализма настоятельно требовала решения насущных проблем коммунистического воспитания. Все свои силы, всё своё творчество безраздельно посвятил Антон Семенович Макаренко неутомимой, страстной борьбе за воспитание нового, советского человека.
Всегда он был вдохновенным начинателем, смело пролагающим новые пути. Его новаторство  опиралось на глубокие теоретические знания, тщательное и зоркое изучение жизни, на живой, практический опыт воспитательной работы. Таков он — пламенный борец — и в педагогической работе и в литературном творчестве.
Первые годы советской власти Макаренко работал инспектором высшего начального  железнодорожного училища в Крюкове, заведовал начальным городским училищем в Полтаве.
Приступив к  новой для него деятельности заведующего  полтавской колонией для правонарушителей, он сразу же поставил перед собой задачи, далеко выходящие за  круг представлений о перевоспитании, «исправлении» беспризорных  детей. Потому такое значение имеет для нас его богатое научно-педагогическое и литературное наследие.
Трудным было начало пути. Макаренко сразу же пришлось столкнуться с реакционными теориями и враждебной  делу коммунистического воспитания практикой лженаучных — педологов. Он вступил с ними в непримеримую  борьбу, разоблачал  ложное, антинаучное, чуждое идеям партии чуждое принципам, на которых зижделось наше общество,  неутомимо искал верных путей, чётких принципиальных решений.
Педагогу Макаренко на каждом шагу его деятельности помогали мудрые  и вдохновенные книги А. М. Горького, горьковская оптимистическая вера в человека, наконец прямая поддержка советом и указанием, которую оказывал ему Алексей Максимович Горький.
Педагог-новатор, пламенный советский патриот Макаренко, глубоко веривший во всемирно-историческое дело советского народа, не мог удовлетворится сравнительно малой задачей, как бы трудна она сама по себе ни была. Его наполняли радостные и гордые мысли о том, что «дно» принципиально не возможно в Советской стране и что его «горьковцы» (детская трудовая колония была названа именем А. М. Горького) очень скоро «возымели настойчивое намерение не ограничиваться простым всплыванием наверх, их соблазняли вершины гор, из горьковских героев больше других импонировал им Сокол». Антон Семенович  Макаренко в своей     практической деятельности осуществлял,  как он выражался, «методику горьковского  отношения к человеку».
…Макаренко, работая  в колонии имени А. М .Горького, вел мужественную  и  суровую борьбу  против педологов, пользовавшихся  покровительством тогдашнего руководства. В 1928 г. он оказался вынужденным оставить колонию, которая  к тому времени  находилась уже в Харькове. Пришлось отказаться и от работы заведующего детскими учреждениями интернатного типа в Харьковском округе и заведующего домами рабочих подростков.
К педагогическим идеям Макаренко, на которые ожесточённо ополчились педологи, отнеслись с глубоким пониманием славные чекисты. Они, как сказал сам Антон Семёнович, не только не дали его педагогике погибнуть, но  дали ей высказаться до конца, предоставив ей участие в блестящей организации коммуны  имени Ф. Э. Дзержинского.
Антон Семёнович Макаренко становится руководителем  трудовой колонии коммуны имени Ф. Э. Дзержинского  ГПУ УССР в Харькове, затем работает помощником начальника отдела  трудовых коммун НКВД УССР.
1928г. стал годом его рождения как писателя. Именно тогда была написана «Педагогическая поэма».
Макаренко с  высокой патриотической  гордостью заявил, что дело коммунистического воспитания — это новое дело в мировом масштабе. С этим благородным делом и связывал он всегда свою работу в литературе. Он чувствовал себя педагогом  «не только прежде всего, а везде и всюду педагогом».
…Глубоким советским патриотизмом  проникнуто творчество Макаренко. В этом основа его педагогической системы, в этом душа его произведений. Проблема воспитания нового человека неразрывно связана для него со всей жизнью нашего социалистического общества: в борьбе, в  развитии общества он видел главный фактор воспитания личности. Этим же определялись для него и цели воспитания.
Неизмеримо широко значение наследие Макаренко. Он разрабатывал  научно-педагогическую теорию, опираясь на марксистско-ленинское учение о воспитании. Макаренко писал: «… общие педагогические  идеи марксизма-ленинизма, высказывания Ленина и Сталина дают в области воспитания совершенно  ясную установку и открывают большой простор педагогическому творчеству».
…Научно-педагогические взгляды Макаренко нашли яркое выражение во всех его произведениях. Наиболее значительные  из них, кроме «педагогической  поэмы-это «Марш 30-го года», — «Книга для родителей, появившаяся впервые в 1937г. в  журнале «Красная новь», и повесть «Флаги на башнях», напечатанная в журнале годом позже.
 … За выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной  литературы правительство наградило его его орденом Трудового Красного Знамени.
Макаренко прошел свой  жизненный путь как большевик, как человек, чувствующий свою кровную связь с коммунизмом.
Академия педагогических наук РСФСР издала собрание его   сочинений, художественных, научно-теоретических и публицестических в наиболее полном виде. Публиковались многие,ранее неизвестные читателям произведения.
Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.
Макаренко Антон Семенович!

Обсудить статью и оставить комментарии можно на форумах сайта «Искра ДНР»


0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *