Легендарная летчица, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант – Лидия Литвяк, обладая особым талантом истребителя и умея «видеть воздух», была самой результативной женщиной-пилотом Второй мировой войны, а по воспоминаниям сослуживцев к тому же – образцом женственности и обаяния.
Лидия (Лиля) Владимировна Литвяк родилась 18 августа 1921 года в Москве, в семье железнодорожника. Во времена детства Лидии в Советском Союзе шла большая пропаганда авиаспорта и освоения неба. Страна дала юной мечтательнице такую возможность. В 14 лет Лидия пришла в аэроклуб, а еще через год совершила свой первый самостоятельный полет.
В 1940 году Литвяк окончила Херсонскую авиационную школу летчиков-инструкторов Осоавиахима и устроилась в аэроклуб города Калинина, где вскоре стала одним из лучших инструкторов и квалифицированным летчиком. К началу Великой Отечественной войны она успела подготовить 45 курсантов – будущих пилотов. А с первых дней войны и сама рвалась на фронт.
Окончив курсы усовершенствования летчиков, Лидия осенью 1941 года попала в действующую армию, поскольку в условиях потери большого количества кадровых пилотов было принято решение, на государственном уровне, сформировать три женских авиаполка под руководством легендарной летчицы М.Расковой. Кстати, чтобы попасть в эти части, Литвяк приписала к своему налету 100 недостающих часов и была сразу зачислена в 586-й истребительный авиаполк (ИАП), который участвовал в обороне Саратова.
Освоив истребитель ЯК-1, именно в составе этого полка в небе Саратова весной 1942 года Лидия выполнила свои первые боевые вылеты, а вскоре имела на своем счету и одну групповую победу – сбитый немецкий бомбардировщик Ju-88. В сентябре того же года она была переведена в 437-й ИАП под Сталинград и буквально сразу же, во время своего второго вылета в составе этого полка, сбила два немецких самолета (бомбардировщик Ju-88 и истребитель Ме-109), и это было только начало. Именно тогда на капоте самолета Литвяк была нарисована белая лилия, и летчица получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», а «Лилия» стала ее позывным в радиоэфире.
После Сталинграда Литвяк служила в отдельном женском звене при штабе дивизии, затем была переведена в 9-й гвардейский Одесский ИАП – своеобразный полк асов, т.н. сборную лучших летчиков, созданную для завоевания превосходства в воздухе, а в конце 1942 года – в 296-й ИАП. И везде она не переставала удивлять мужчин-сослуживцев своим мастерством, успешно ведя воздушные бои и сбивая немецкие самолеты.
Летом 1943 шли тяжёлые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк, совершив три боевых вылета в районе Донецка, лично сбила 2 самолета противника и 1 в группе, но из четвертого вылета она не вернулась.
Сразу же после ее гибели, командование дивизии подготовило представление летчицы к званию Героя Советского Союза. Однако, поскольку останков так и не нашли, то и представление было отложено. В послевоенные годы однополчане и энтузиасты продолжали вести поиски, но лишь в 1979 году было найдено и в ходе дальнейшего расследования подтверждено документально, что останки Лидии Литвяк захоронены в братской могиле на территории села Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области.
Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Лидии Владимировне Литвяк, наконец, было присвоено звание Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» переданы на хранение ее родственникам. При жизни летчица была награждена орденами Красной звезды, Красного знамени и Отечественной войны 1-й степени.
Обсудить статью и оставить комментарии можно на форумах сайта «Искра ДНР»